Каждый ребенок развивается индивидуально – в чем-то он может опережать сверстников, в чем-то – отставать от них. Поэтому перечень навыков, которыми дети должны овладеть до определенного возраста, не полон и достаточно условен. Не стоит относиться к нему слишком серьезно, но все-таки знать средние нормы развития ребенка необходимо каждой маме.

1-2 месяца. Время первой улыбки.

Держит голову в течение нескольких секунд; рассматривает обстановку; координирует взгляд, когда наблюдает за предметом; может дотрагиваться до предметов. Фиксирует взгляд на лице родителя, если он недалеко; успокаивается, когда изучает лица людей; реагирует на голоса. Узнает мать по голосу и запаху; плачет, когда зовет на помощь. Произносит нараспев гласные звуки; успокаивается, когда его берут на руки.
Хорошо различает голоса, людей, вкусы и предметы; может произнести а-га или другое звукосочетание.

3-4 месяца. Выражаем эмоции.

Держит голову короткое время; меняет выражение лица, положения тела; изучает ручками свое лицо; может переворачиваться со спины на живот и обратно; могут начать резаться зубы. Начинает узнавать и различать членов семьи; много улыбается; гулит в ответ на звуки; реагирует на присутствие родителей, интересуется своим отражением в зеркале; смеется, когда его щекочут; пытается привлечь внимание; поворачивается на звук; следит за движением собственных ручек; реагирует на речь; произносит новые звуки и подражает интонациям.

5-6 месяцев. Ползком познаем мир.

Легко переворачивается; играет с погремушкой, вложенной ему в руку; умеет держать бутылочку; пытается ползать на животе; может сидеть с поддержкой короткое время; появляются вкусовые пристрастия; могут появиться первые зубы, может держать кружку за ручку. Пытается привлечь внимание и пообщаться; протестует, когда у него отбирают игрушку; может настороженно относиться к незнакомцам, активно реагирует на музыку; откликается на свое имя; издает разные звуки; может сравнивать два предмета.

7-8 месяцев. Встаем на ножки.

Умеет ползать на четвереньках; могут прорезаться 1-2 зуба; любит исследовать свое тело; берет предметы пальцами; ползает с игрушкой в руке; встает у опоры; может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо; ставит одну ногу перед другой; хлопает в ладоши и машет руками. Дразнится, понимает, когда с ним дурачатся; гладит свое отражение в зеркале; начинает понимать слово «нет»; знает свое имя; осознано говорит «мама» и «папа».

9-10 месяцев. Первые шаги.

Может вставать у опоры; ходит, держась обеими руками; залезает и слезает с дивана; садится из положения стоя; возможны проблемы со сном из-за желания двигаться; танцует под музыку: раскачивается; может унести два мелких предмета в одной руке; начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела; вкладывает игрушки одна в другую, разбирает простую пирамидку; ходит, держась за две руки родителей. Ищет одобрения со стороны взрослого; подражает жестам, выражениям лица, звукам. Понимает и выполняет некоторые просьбы; любит слушать стихи; подражать действиям других.

11-12 месяцев. Развиваемся играя.

Самостоятельно стоит и ходит; встает из положения сидя на корточках; знает, как пользоваться некоторыми предметами – телефоном, молотком. Начинает капризничать; резко реагирует на уход родителей; может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили; начинает проявлять чувство юмора. Умеет играть кубиками; матрешками; играет в ролевые игры. Понимает почти все, что ему говорят; сам говорит несколько слов; узнает животных на картинках; ищет спрятанный предмет.

2 года. Учимся учиться.

Залезает на шведскую стенку; самостоятельно ест ложкой, а возможно – даже и вилкой; пьет из кружки; делает усердные попытки самостоятельно одеваться; пытается рисовать. Внимание еще не устойчивое. Классифицирует понятия (кошки и собаки – животные и т. д.); знает, что такое размер; больше – меньше; раньше – позже; этот – другой. Может сказать несколько связных предложений; с удовольствием слушает книжки; у него богатое воображение.